Люда | Дата: Среда, 13.03.2013, 13:55 | Сообщение # 1 |
Академия Вышивки
Группа: Проверенные
Сообщений: 336
Статус: Offline
|
Слово "пяльцы" произошло от "пяло" (шест, доска для растяжки чего-либо, распорка) и обозначает, как написано в словаре В. И. Даля, "женский рукодельный верстак: раму для впяленья ткани, по которой шьют, которую стегают". Отсюда, предположительно, известное выражение "пялить глаза", то есть "стойко, упорно глядеть на что-то". Вышивание, кстати, невозможно представить без напряженного, внимательного всматривания в работу. Этот вид женского рукоделия сначала освоили народы Азии, а вслед за ними греки и римляне.
Первые пяльцы были из упругого древесного прута, согнутого в кольцо, внутри которого при помощи веревки туго натягивали ткань. Они были похожи на барабан ("барабан" по-французски - "тамбур", отсюда термин "тамбурный шов").
В Древней Греции на рубеже VI-V веков до н. э. стали пользоваться трапециевидными пяльцами, при работе их упирали в бедра. Уже в те времена были известны два способа вышивания: гладью и крестом. Вышивки на продажу делали рабыни. Состоятельные женщины занимались рукоделием для удовольствия.
Первые письменные упоминания о русских вышивках относятся к X-XII векам. В "Домострое" говорится о "прозрачном" вышивании по полотну как о работе, требующей большой усидчивости, терпения и вырабатывающей характер женщины. Это рукоделие называлось пяличным делом. "Прилежание пяличное" осваивалось девочками с раннего возраста. Девушки, усвоившие несколько техник вышивки, способны были на "хитроручное изрядство". А женщины, знающие все секреты вышивального искусства, владели мастерством "шелковидного ухищрения".
Некоторые швы, например крест, удобно выполнять и без пялец. Однако чаще всего пяльцы помогали туго натянуть ткань и сделать работу на высоком художественном уровне.
В XIX веке самыми распространенными пяльцами были круглые разборные, состоящие из внутреннего и внешнего колец с винтом для регулирования натяжения, а также прямоугольные, глухие и разъемные, без ножек и на ножках. Круглые пяльцы использовали обычно для легких тканей, а прямоугольные - для холста больших размеров и настенных панно, собираемых из отдельных кусочков.
Для золотного шитья натяжение ткани на пяльцы особенно необходимо. Здесь на ткань сначала приклеивается картон, который затем обшивается золотной нитью. Золотошвейки работали в самой лучшей, так называемой чистой горнице. Их орудия и инструменты были самыми простыми и дешевыми: рама, шило, ножницы, наперсток и иголка. Рама состояла из четырех скругленных брусков диаметром примерно 2,5 сантиметра и длиной 55 сантиметров (иногда больше, в зависимости от размера вышивки). Отступив от края, бруски наглухо перевязывали веревками крест-накрест так, чтобы просвет рамы имел приблизительно 46-48 сантиметров. Швея садилась на стул или скамью, ставила раму на колени, опирая ее верхний конец на стол, и вышивала.
В первой половине XIX века, когда особенно возрос интерес к вышивке крестом, появились пяльцы более совершенной конструкции из дорогих пород древесины, таких, как карельская береза или красное дерево. Они представляли собой столик с регулируемой рамой, на откидной крышке которого закреплены инструменты для вышивания: ножницы, иглы в подушечках и шило. Такие пяльцы могли позволить себе женщины из привилегированных сословий.
Крестьянки в 1830-х годах вышивали на больших прямоугольных пяльцах за общим столом. Вышиванию девочек учили с восьми лет.
На фабрике в поселке Крестцы Нижегородской губернии сохранились старинные пяльцы. Сколоченная из гладких жердочек квадратная рама устанавливалась на стойки определенной высоты. Большие квадратные пяльцы в народе звали "круглыми" - за ними было удобно работать сразу четырем мастерицам, причем строчильщицы подбирались с "одинаковой рукой", то есть опытные, хорошо владеющие искусством вышивания. Однако глухие пяльцы имели существенный недостаток: большую вещь полностью закрепить в них было нельзя, и приходилось каждую часть изделия "строчить" (вышивать) отдельно, а затем сшивать.
В конце 30-х годов XX века стали применяться пяльцы новой конструкции. Прямоугольная рама теперь состояла из валиков и поперечных линеек. Две стороны запяливаемой работы пришивали к полоскам ткани, а две другие - к так называемым мешочкам, которые имели прорези, обметанные в определенных местах. Через мешочки пропускали прямые палки. Прочным шпагатом их оттягивали к линейкам, после чего работу запяливали. Вышитую часть накручивали на валик, таким образом удавалось сохранять цельность изделия. Подобные пяльцы используются до сих пор в крестецком вышивальном промысле.
В 50-е годы в НИИ художественной промышленности создали модернизированные пяльцы, облегчающие долгий процесс запяливания ткани. Их разборный столик состоял из двух боковых рам, двух деревянных тяг и стяжного бруска с двумя клиньями. Боковые рамы имели подъемные ножки (по две на каждой) со стопорными винтами, позволяющие регулировать высоту столика в зависимости от роста вышивальщицы. Если задние ножки выдвинуть больше, чем передние, угол наклона столика будет оптимальным - до 20 градусов.
Источник
1. Привычные для нас круглые пяльцы с затягивающимся фиксатором При выборе таких пялец, во-первых, необходимо обратить внимание на материал, из которого они изготовлены. Лучшим вариантом считаются пяльцы из бука. Во-вторых, обязательно проверьте обработку пялец, они должны быть гладкими, хорошо обработанными, чтобы ткань не зацепилась за неровности, и не появились затяжки или другие повреждения. Фиксатор должен легко поворачиваться кончиками пальцев, у некачественных пялец фиксатор может быть тугим и неудобным, и для хорошей натяжки придется использовать инструмент (например, плоскогубцы).
2. Пяльцы-рамки с винтом-подвеской Натяжение канвы и ее надежная фиксация осуществляются за счет гибкого наружного обруча, изготовленного из тугого пластика. Такие пяльцы можно использовать как оригинальную рамку для готовой работы. Обычно пяльцы-рамки небольшого размера (до 18 см.), имеют форму в виде круга или овала и выполнены в расцветке «под дерево».
3. Недавно на нашем рынке появились пяльцы квадратной формы, они так же оснащены закручивающимся фиксатором и отличаются от круглых пялец только своей интересной формой. Удобны для вышивки лентами и бисером тем, что охватывают всю область вышивки, и не происходит заломов вышитого рисунка между двумя обручами.
4. Самозапяливающиеся пяльцы или пяльцы-пружины Отличаются от круглых, привычных для нас пялец, оригинальностью конструкции. Внутренний обруч выполнен из стальной пружины с удобными ушками (при сжатии уменьшается в диаметре и легко вынимается). Внешний обруч из гибкого пластика имеет по внутренней стороне желоб, в котором и располагается внутренний. Главная отличительная черта таких пялец – это удобство запяливания материала практически любой жесткости. При запяливании канва кладется лицевой стороной на цветной ободок, а с изнанки зажимается пружиной. Такие пяльцы бывают небольшого размера (12 - 18 см.).
5. Пяльцы-рамка Q-Snap Состоит из четырех полых пластиковых трубок, соединительных уголков и клипов, с помощью которых крепится основа для вышивки. Удобны для вышивки небольших работ лентами и бисером. Съемные уголки позволяют увеличить размер рамы, просто заменив пластиковые трубки на более длинные. Трубки разных размеров можно докупить отдельно.
6. Подставки для пялец Для возможности вышивки двумя руками рукодельницы используют пяльцы с подставками. Подставка может идти как в комплекте с пяльцами, так и покупаться отдельно. Подставки для пялец различают на настольные, диванные и напольные.
Источник __________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Я - Люда ))Добро пожаловать в мой блог:http://luda3137.blogspot.com/
|
|
| |
intelmouse | Дата: Пятница, 15.03.2013, 17:14 | Сообщение # 3 |
Академия вышивки. Главный модератор
Группа: Модераторы
Сообщений: 779
Статус: Offline
|
Так как же правильно? Если посмотрим в словарь В.Даля, увидим вариант пяльца. А вот С.И.Ожегов предлагает вариант пяльцы.
В старину использовалось "пяло" - палка или доска на которой что-либо растягивают. Множественное число, скорее всего, было "пялы", а уменьшительно-ласкательное от "пялы" - "пяльцы".
Что касается родительного падежа, то орфография допускает и "пяльцев" и "пялец", однако первый вариант употребляется в классике чаще. Например, цитаты из великого А.С.Пушкина:
"...У окошка сидела за пяльцами барышня, ее воспитанница." "...Лизанька встала из-за пяльцев и стала убирать свою работу." "...однажды Лизавета Ивановна, сидя под окошком за пяльцами, нечаянно взглянула на улицу и увидела молодого инженера..." "...Она встала, начала убирать свои пяльцы..."
Мини-исследование провел автор статьи Пяльца или пяльцы - как правильно? Результаты приведены в таблице:
Марина intelmouse http://intelmousehole.blogspot.ru/
|
|
| |
NOSTROMO | Дата: Пятница, 15.03.2013, 19:34 | Сообщение # 4 |
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 2828
Статус: Offline
| Я тоже использовала пяльцы для оформления вышивки. Вот что получилось:
*
Марина NOSTROMO Мой блог
|
|
| |