[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: intelmouse  
Форум » Академия вышивки ♡ » Энциклопедия вышивки » ТКАНОЕ ШИТЬЕ (Техники имитации тканого полотна)
ТКАНОЕ ШИТЬЕ
JenevievaДата: Четверг, 17.05.2012, 00:55 | Сообщение # 1
Группа: Друзья
Сообщений: 136
Статус: Offline
Существует огромное количество вышивальных декоративных швов, имитирующих структуру ткани, узорное ткачество (бранное), петлевание, набирание и ворс, решетки и соты. Все эти техники ручного ткачества сложились в древности и дошли до нас в неизменном виде. Иногда определить что чья имитация почти неизвестно. Такое ткачество и имитирующая его вышивка - очень трудно различимые вещи. Искусную имитацию в старинных музейных образцах может выдать только ошибка: если в ткачестве ошибка была допущена в схеме раппорта, то она будет повторяться регулярно; если ошибка в вышивке, то она может быть единичной или повторяться в случайном порядке.



Для чего нужно было имитировать ткачество трудоемкой ручной вышивкой? Для современного человека, привыкшего к механизации любого производства, это кажется не логичным и затратным. Но для мастеров Византии, например, проще было расшить весь шелковый фелонь вручную, чем покупать дорогую узорную ткань, для создания которой требовались не только мастера высшей категории, но и громоздкие ткацкие станки.



В описаниях археологических находок фрагментов одежды из вятических курганов встречается упоминание браной техники: либо как "вышивкой, сделанной дополнительным утком -"браной" техникой" (от слова "брать"), либо как "узорное тканье с дополнительным утком".


Это ткаческая техника - брошировка. (описана у А.Нахлика). Для изготовления тканей в технике лансе и броше толщина нитей не имеет значения, операции по подъему нужных секций выполняются брошировочной лопаткой. Эта техника более совершенна, чем вышивка - процесс более механизирован.



«Однако материал для роскошных светских княжеских одежд, как видно, не всегда употреблялся иноземный. Не вырабатывая этого типа тканей с лицевыми изображениями и сложными узорами ткацким путем, их, видимо, изготовляли иногда посредством ручного шитья шелками и золотом, почти в точности воспроизводя этой техникой рисунки и общий вид импортных тканей. Конечно, это могло иметь место только в больших культурных центрах.
В Новгороде имеется ценнейший подобного рода памятник, непонятый старыми описателями и исследователями: на древней (XII в.) фелони Антония Римлянина (…) Исполнена вышивка, несомненно, не в Византии, а у нас, на месте, о чем говорят и ее стиль, и технический прием - популярнейший в древнерусском шитье «клопец». Мы имеем дело с ручным подражанием роскошным импортным тканям, которое было назначено, вероятно, для тех же целей, для каких употреблялись и они,- для светских одежд. (…) Это очень редкий памятник древнерусского светского шитья, имитирующего импортный текстиль. Пример этот не является единичным.»


Н.Г. Порфиридов. Древний Новгород. Очерки из истории русской культуры XI - XV вв.

Видимо, более дешевый способ имитации так прижился в декоративно-прикладном искусстве, что использовался повсеместно: в обивке мебели, домашнем текстиле, одежде, культовых предметах.
Нам привычнее видеть вышивку на льне и шерсти, чем на шелке, особенно на подушках, полотенцах, платьях. Самое широкое распространение получили техники узорного набора в народном костюме и предметах обихода. В Италии имитация прямого гобеленового переплетения достигла совершенства в технике «барджело». На севере Европы более популярной была техника броширования, из которой родился совершенно неповторимый стиль шведского плетения.



Имитация саржевого типа переплетения ткани породила массу интересных декоративных стежков «елочкой», «листиками», «зигзагами». Можно долго перечислять все известные нам переплетения тканей и стежки, их имитирующие. Но гораздо интереснее узнать, как еще их можно применить на практике?



Средневековые техники вышивки, особенно на церковных и сакральных предметах и одеяниях, технически очень разнообразны. Сохранились музейные подлинники и реконструкции, в которых используется до десятка декоративных швов.

Книги:
Б Энциклопедия Вышивки
http://www.liveinternet.ru/users/4228185/post212861310/
Наниашвили И. Н., Соцкова А. Г. «Иконы. Рушники. Картины. Вышивка нитью и бисером». 2009. — 128 с. : ил.

Подробные инструкции со схемами выполнения каждого шва на сайте http://ruko-delie.ru/vishivca/texnicavishiv/

http://www.rusizn.ru/history022_010.html
http://tradtextil.livejournal.com/84989.html?thread=299005
http://pani-mark0vka.livejournal.com/114863.html
http://rozochka.com/forum/index.php?topic=7130.0
http://www.trozo.ru/archives/22276


Женя. Киев. peterjenus@i.ua

Сообщение отредактировал Jenevieva - Среда, 12.03.2014, 16:32
 
Форум » Академия вышивки ♡ » Энциклопедия вышивки » ТКАНОЕ ШИТЬЕ (Техники имитации тканого полотна)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: