[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: intelmouse  
Форум » Академия вышивки ♡ » Энциклопедия вышивки » История евразийской вышивки
История евразийской вышивки
Natali139Дата: Понедельник, 19.09.2011, 20:10 | Сообщение # 1
Группа: Друзья
Сообщений: 351
Статус: Offline
История евразийской вышивки


Вышивкой называется украшение изделий из ткани, кожи, материалов нетканого происхождения узором, выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. В отличие от тканных и плетеных узоров вышивка наносится на готовую поверхность ткани. Узоры вышивок выполняются крупными и мелкими стежками, сочетания которых образуют так называемые вышивальные швы. Способы вышивания и материалы очень разнообразны. Вышивают льняными, шелковыми, шерстяными, золочеными и серебряными нитями, жилами животных, натуральным волосом, с использованием бисера, жемчуга, драгоценных камней, фурнитуры, шнура, и т.д. Нити для вышивания употребляются различной толщины, что дает возможность вышивальщику разнообразить узор вышивки не только швом, расцветкой, но и рельефом. Вышивкой иногда дополняют узор на ткани, чтобы подчеркнуть его. Но чаще всего вышивка применяется как самостоятельное украшение.

Украшение вышиванием, не требующее никаких сложных приспособлений для своего выполнения, применялось уже в глубокой древности. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, были созданы в Древнем Китае в VI – V вв. до н.э. Это работы, выполненные на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой в Китае украшали не только одежду, но и ковры, декоративные панно. Часто использовались мотивы с изображением природы: деревьев и птиц.

Высокого совершенства роскошные вышивки достигли на древнем Востоке, где они применялись для украшения облачений знати, правителей и жрецов, а также дворцовых и храмовых завес, парадных и боевых колесниц. По свидетельствам древних авторов, богатством вышивок особенно славился Вавилон. Вавилонские вышивки, наряду с египетскими и фригийскими, вывозились купцами древнего мира в Грецию и Рим.

Древние греки и римляне также издавна владели техникой художественной вышивки. Согласно греческой мифологии, возникновение искусства вышивания связано с именем богини Афины. Афина покровительствовала ткачеству и, соответственно, тому, что украшало ткань – вышивке. Известно, что афинские девушки из аристократических семей ежегодно приносили в дар покровительнице города – Афине Палладе вышитое покрывало своей работы. Это покрывало носило название «панафинейский пеплос». Изображение этого ежегодного ритуала можно увидеть на каменном фризе Парфенона.Свидетельства о богатых вышивках античного мира можно найти у поэтов того времени. Гомер в своей поэме упоминает пурпурный плащ, который носил Одиссей. Плащ был украшен золотой вышивкой с изображением собаки, держащей в зубах пятнистого оленя. Все, видевшие этот плащ, – говорит поэт, были в восторге от узора, женщины не могли отвести глаз от этих зверей, вышитых золотом и казавшихся живыми. Такие вышивки ценились очень высоко и считались роскошью, доступной только знати. Греческие вышивки боле позднего – классического периода отличались сравнительно большей простотой. В этот период в Греции достоинство одежды определялось не богатством узора на ткани, а свойствами драпироваться в красивые складки. Поэтому ткани большей частью употреблялись однотонные, иногда украшенные мелкими нашивками из кожи, кости, поделочных камней и драгоценных и полудрагоценных металлов. Вышивка же в виде строгого орнамента располагалась преимущественно по вороту, рукавам, на поясе, на подоле, по периметру пеплоса или хламиды.

Разновидности греческого меандра

Роскошно вышитые ткани в Грецию привозили с Востока, из Египта и Малой Азии. Восточное влияние вообще довольно сильно сказывалось в прикладном искусстве Греции. Но греки, воспринимая орнаментальные формы соседних народов, перерабатывали их по-своему. Прежние геометрические, звериные и растительные узоры постепенно обогащались новыми мотивами с привезенных вышивок. Появились орнаменты из виноградной лозы, лаврового дерева и плюща. Большое распространение получили и различные геометрические орнаменты, из числа которых наиболее известна стилизованная волна – меандр. В свою очередь, греческие орнаменты оказали значительное влияние на развитие прикладного искусства у многих европейских народов.

Подражая Греции, широко использовала роскошные вышивки римская знать, затрачивая на них огромные, иногда баснословные средства. Известно, например, что в I веке до н.э. консул Сципион Метелл приобрел парадные покрывала для лож с вавилонской вышивкой за 800 тысяч сестерций, а сто лет спустя император Нерон выкупил все те же покрывала за 4 млн. сестерций. Римские императоры украшали свои пурпурные тоги вышивкой золотом и жемчугами. В римских художественных изделиях, в том числе и в вышивках, широко использовались формы греческого искусства, но вместе с тем большое место заняли этрусские мотивы, переданные более свободными, по сравнению с греческой традицией, линиями и выдержанные в яркой, сочной расцветке.

Значительно больше, чем о вышивках античного мира, известно о вышивках христианской Византии. В узорах византийских вышивок применялись греко-римские орнаменты и азиатские мотивы – львы, тигры, слоны, мифические грифоны, вписанные в круг. На завесах, служивших драпировками во дворцах и храмах, выполнялись композиции на религиозные и исторические темы. Церковные облачения и предметы культа украшались сценами из Нового Завета и знаками христианской символики. В светских вышивках Византии особенно часто применялся языческий рисунок «древа жизни» с фигурами зверей и птиц. Этот мотив был заимствован с Востока, из культа богини-матери Кибелы, Реи Всеуносящей, и сохранился в течении всего средневековья. В народном творчестве варианты этого мотива сохранились в Европейской вышивке до нашего времени.

Самыми ранними из сохранившихся византийских вышивок считаются три полосы, расшитые золотом и шелками, с изображением тринадцати первых епископов Вероны. Вышивки находятся в Национальном музее в Равенне. Примерное время их создания – VIII век. Более поздняя вышивка – XII века – хранится в ризнице собора Бамберга в Баварии. Ее сюжет – сидящий на коне император Константин принимает подношение от двух женщин, олицетворяющих Западный и Восточный Рим. Византийские вышивки более позднего периода представлены в Оружейной палате Московского Кремля.

Вышитое одеяние. 1244 год.

Из раннесредневековых вышивок Западной Европы не сохранилось почти ничего. Но по дошедшим до нас фрескам, картинам и прочим произведениям изобразительного искусства того времени можно сделать вывод, что вышитые изделия занимали большое место в убранстве церковных помещений, в оформлении религиозных служб, а также в быту церковной и светской знати. Вышивками украшали стены храмов, одежды духовенства, одевали статуи мадонн и святых; на алтарных завесах изображали сцены из жизни тех святых, которым был посвящен алтарь. Значительная часть вышивок, особенно обслуживающих культ, выполнялось в монастырях.В средневековый период качеством своих вышивок особенно славилась Англия. Из старых хроник известно, например, что уже в VII веке первая аббатиса монастыря Эли преподнесла Гутбергу роскошное церковное облачение, вышитое золотом и драгоценными камнями.Насколько высоко ценились вышитые одежды видно из того, что в 800-м году Дейбор, епископ Дургема, пожертвовал доход с одной своей фермы в 200 акров вышивальщице Инсвит пожизненно с тем, чтобы она постоянно реставрировала вышивку на облачениях священников.

Выполнение знаменитой вышивки из музея в Байе (так называемого «Ковра из Байе») приписывается королеве Матильде, жене Вильгельма Завоевателя, жившей в XI веке, хотя некоторые историки предполагают, что вышивка была исполнена позднее, императрицей Матильдой, внучкой Вильгельма Завоевателя, т.е. в начале XII века. Ковер изображает завоевание Англии нормандцами под предводительством Вильгельма Бастарда. Многофигурная композиция включает огромное количество воинов, коней, собак, и других животных, корабли и разные строения, вышитых шерстью настилом на редком холсте.

Ковер из Байе (фрагмент)

Войны, турниры в XI- XII веках обусловили появление родовых знаков – гербов, по которым можно было бы узнавать закованных в латы рыцарей. Гербы вышивались яркими красками на знаменах и стягах, развивающихся в воздухе. Они должны были быть видны с двух сторон, что привело к развитию техники двусторонних швов и вышивки аппликацией, т.е. отдельно вышитые части рисунка вырезали из ткани и нашивали их на фоне другой ткани, закрепляя контур узора золотым шнуром, шелковыми нитями или тесьмой.

Большое значение в развитии западноевропейского прикладного искусства, и в частности вышивки, имели совпавшие с этим периодом крестовые походы: возвращавшиеся с Востока рыцари нередко привозили с собой богато вышитые одежды и ткани, искусное выполнение которых изумляло вышивальщиков Европы. Отсюда обилие восточных мотивов в вышивках средневековья.

Китайская вышивка, шёлк на шёлке, династия Юань, XIV в.

Возрастание спроса на вышивки привело к тому, что вышиванием стали заниматься не только в монастырях и замках. С развитием городов оно стало одним из видов средневекового ремесла. Появляются цеховые объединения вышивальщиков – об этом упоминается в «Книге ремесел» Этьена Буало, мэра Парижа с 1258 по 1268 год. В XIII веке во Франции вышивки едва ли не полностью заменили мех в украшении придворных костюмов. На них тратились такие огромные средства, что в 1294 году король Филипп Красивый вынужден был издать указ, несколько ограничивающий роскошь вышивок. Вышивки применялись в убранстве дворцов. Стены украшали вышитыми панно, кровати – балдахинами.

Раннесредневековая вышивка

Прекрасные вышивки выполнялись в это время также в Италии и Испании. Еще в XII веке Рожер II, король Сицилии, вывез из Византии среди пленных искусных ткачей и вышивальщиков. Одной из особенностей сицилийских вышивок было своеобразное применение техники аппликации. Большой известностью пользовались двухцветные суконные портьеры, так называемые «вырезные сицилийские сукна». Вскоре выполнение аналогичных вышивок распространилось и на север Италии: в Геную, Флоренцию, Венецию, Лукку и другие города. В Испании во время арабского владычества вышивались узоры в испано-арабском стиле, которые также назывались «сицилийскими». Особенно славились испанские аппликации – вырезные узоры из бархата на фоне атласа, прошитые золочеными и серебряными нитями, также вышивки из цветных кордовских кож в технике инкрустации. В вышивках Италии и Испании часто употребляли введенные сарацинами блестки. Эти мелкие металлические бляшки и кружки (с конца XIV века их стали изготовлять и во Франции) применялись для предания блеска узору вышивки или фону ткани. Во Франции в вышивках начали применять также жемчуг и полудрагоценные камни.

На протяжении веков вышивка претерпела ряд изменений, характер орнамента менялся в зависимости от общего развития культуры и вкусов общества. Однако наряду с появлением новых форм еще долго сохранялись элементы византийского влияния. Если в романский период на вышивках преобладали евангельские сюжеты, замкнутые в четырехугольные и крестовидные обрамления с золотыми и однотонными фонами, то в начале XIV века появляется и более свободная трактовка сюжетов. В орнаментации начинают применяться стилизованные цветущие деревья, фигуры животных – единороги, олени, собаки, химеры, а также звезды, розетки и т.д. Обрамления композиций в конце XIV века принимают форму рядов со стрельчатыми и полуциркулярными арками, заимствованными от готической архитектуры

Ирландская вышивка

.Не только в раннее средневековье, но и в XII – XIII веках техника вышивки почти всюду в Европе была несложной: швы плоские, иногда с легким рельефом, вышитые золотом, серебром, цветными шелками, и шерстяными нитями по тонкому холсту, реже по шелковой ткани, фон которых оставляли незашитым. Иногда полотняный фон вышивки разнообразили ажурной сеткой, так называемым швом «перевитью», чтобы оттенить квадратную разбивку узора. Однако уже на вышивках XIII и особенно XIV веков, отчетливо виден значительный прогресс в работах рисовальщика и вышивальщиц. Швы разнообразятся и заметно более умелое их распределение, расцветка становиться богаче, контуры рисунка мягче. Наряду с религиозными сюжетами все чаще и чаще появляются рыцарские и бытовые сцены.

В период раннего Возрождения верховное духовенство в Риме и род Медичи во Флоренции сосредоточили при своих дворах лучших мастеров искусства, в том числе и прикладного. Техника вышивки достигает совершенства, количество оттенков увеличивается, характер узора приближается к живописи. В моделировке лиц и обнаженных фигур часто применяют ретушевку кистью, а иногда и аппликацию из гравюр. В XV – XVI веках большое место занимают филейные белые и цветные вышивки по полотну – борта полотенец, скатерти, подзоры и т.д. В них варьируются античные узоры, дополненные новыми более усложненными формами орнамента в соединении с фигурами животных, птиц, людей, амуров, тритонов, и т.п. Одним из очень популярных новых узоров становиться гранатовое яблоко в различных композиционных вариантах. Широкое распространение в это время получают вышивки аппликацией, привлекавшие свое декоративностью. Они характерны стилистическими особенностями своего рисунка и повторением одного и того же мотива, в одних случаях выступающего как узор, в других как фон. В декоративных вышивках золотом и шелками применяли рельефные швы, с выпуклостью, достигающей иногда 1-2 см. Во Франции в конце XVI века бархатные костюмы темных оттенков украшались вышивкой с узором из тонких ветвей с цветами и листьями, дельфинами, орнаментальными переплетениями в виде разных сеток, напоминающих чеканку по металлу. В это же время вышивками покрывались и другие части одежды – головные уборы, рубашки, и даже вязанные поколенные чулки.

Французская вышивка XVII века

В XVII веке роскошь французского двора еще более возрастает. Наряду с бархатными одеждами входят в моду атласные и парчовые, затканные и вышитые золотом, серебром и шелками. В этот период французская знать увлеклась разбивкой парков и садов и в связи с этим в рисунках тканей и вышивок распространенными стали садовые растения, цветы, фрукты. Вместо уравновешенности и ясности композиции рисунка Возрождения в узорах вышивок этого времени явно чувствуется стремление дать больше движения и объемности. Рисунки усложняются новыми орнаментальными мотивами, в узоре появляется многоплановость в светотеневой разработке, и не смотря на то, что в орнаментации вышивок в XVII веке сохраняются многие антикизирующие элементы, решающую роль играет появление новых мотивов, являющихся элементами стиля барокко – экзотических пород деревьев и растений, военных доспехов, фонтанов, бьющих среди зелени садов, аллегорических изображений солнца, цветов в реалистической трактовке. Стиль этот возник в Италии, но полного расцвета в прикладном искусстве достиг во Франции. Начинают применяться новые материалы, увеличивается интенсивность расцветок, отличающихся мягкостью сочетания тонов, пышностью, вычурной декоративностью. Акантовые завитые листья в сочетании с крупными натуралистическими цветами становятся одним из наиболее распространенных мотивов, особенно на вышивках большого размера для внутреннего убранства помещений.

Различные изделия восточного прикладного искусства, привозимые Ост-Индскими компаниями в Европу, оказали влияние на творчество западноевропейских мастеров. В начале XVIII века, художники Европы, увлеченные экзотикой восточного искусства, подражают ей при создании рисунков для вышивок и тканей. В это время французское прикладное искусство становиться ведущим в Европе. Даже Италия, ревниво пытавшаяся сохранить свои старые классические традиции, все же, как и вся Европа, следует модам Версаля. В XVIII веке художественная вышивка, подчиняясь канонам стиля рококо, возникшего в условиях абсолютизма, окончательно порывает с симметричными рисунками Возрождения. В рисунках вышивок и тканей появляются ряды волнистых полос, пересекаемых кружевными лентами или состоящими из них. Крупные ветки с цветами сочетаются с букетами меньшего размера. Применяются мотивы пальмообразных листьев, снопов с колосьями и раковины замысловатых форм в нежных оттенках на светлом фоне.

Характерным образцом переходного типа от барокко к рококо является итальянская вышивка XVIII века «Благовещение», выполненная рельефным золотым швом и цветными шелками (так называемая «живопись иглой»). Фигуры Марии и Гавриила даны на ней в новой трактовке, очень типичной для начала развития стиля рококо.

«Живопись иглой». Вышивка на христианскую тему.

К середине XVIII века, в связи с дальнейшим расширением торговых связей с Востоком и особенно Китаем, китаезирующие мотивы (так называемый стиль chinoiserie) становиться наиболее модным в прикладном искусстве Европы. Художники увлекаются экзотическими растениями и животными, которых часто привозили на торговых кораблях из Индии и Дальнего Востока. Причудницы этого времени носили маленьких живых обезьянок в своих муфтах во время визитов и прогулок. В этот период создается разновидность стиля рококо, (так называемый «обезьяний стиль»). «Обезьяний стиль» нашел свое отражение и в вышивках.Над созданием китаезирующих рисунков работает ряд художников первой половины XVIII века, в числе которых находился и Жак Пильман, в ранние годы своего творчества выполнявший рисунки для вышивок. Характерным образцом вышивки в духе рисунков Пильмана, является вышивка с изображением вазы с цветами, плывущих лодок с гребцами, птиц и бабочек среди цветущих растений, тонко прорисованных в китайском стиле. Однако в большинстве случаев китаезирующие мотивы, настолько сильно изменялись фантазией художников и вышивальщиков, что по существу с китайскими оригиналами они нечего общего не имели.

Рисунок в стиле Пильмана

Во второй половине XVIII века в условиях дальнейшего обострения всех социальных противоречий, характерных для эпохи перехода от феодализма к капитализму, в искусстве Франции, а затем и в других странах возникает новое направление – классицизм. В противовес вычурности рококо начинает стремиться к простоте и естественности и в рисунках для прикладного искусства. Вводятся классические архитектурные мотивы, вместо раковин применяются свисающие гирлянды цветов, овальные медальоны, урны и т.п. Светлые тона красок заменяются более темными оттенками. Рисунки становятся скупее и строже, например, волнистые легкие полосы выпрямляются и служат фоном для редко разбросанных веток и цветов. Для прикладного искусства этого периода очень важное значение имели раскопки Геркуланума и Помпеи, ознакомившие европейских художников с подлинными памятниками античного быта. В вышивках по шелковому атласу применялись рисунки с изображением изящных корзиночек с бантами, пастушечьих атрибутов – посохов и шляп, и атрибутов амура – лука и стрел. Широкое распространение получили вышивки с изображением пейзажа, а также с гербами.

Итальянская вышивка в стиле «ассизи»

Для вышивания начинают применять новые материалы, более дешевые, смелая комбинация которых придает декоративным вышивкам этого времени характер имитации – золото заменяется блестящей мишурой. Широко применяется цветная фольга, нити плоской канители, блестки, цветные и зеркальные стеклышки различной формы и величины. В связи с обилием новых материалов возникают и новые приемы шитья. В это же время распространяются вышивки по канве, крестом и полукрестом. В вышивке полукрестом воспроизводили и живописные сюжеты. Все это привело к тому, что вышивки для украшения одежд, обивки мебели стали более доступными для сравнительно широких слоев населения. Для этого периода характерны вышивки шелками и бисером. В орнаментацию вышивок по-прежнему входят известные ранее мотивы античного искусства, но в более строгой графической трактовке.

Во второй четверти XIX века широко распространяется новое направление в искусстве – романтизм, одним из характерных моментов которого был подчеркнутый интерес к истории, особенно средневековой, различных стран и народов. В художественных изделиях этого периода преобладает стилизация под мотивы прошлого и народного искусства. Некоторые из этих стилизаций не лишены привлекательности, но почти все они проникнуты глубоким внутренним эклектизмом. Никакого нового оригинального стиля в вышивальном искусстве не создалось и в течение всего последующего периода развития.

Если не считать копий со старинных изделий, от второй половины XIX и начала XX века сохранилось мало вышивок, имеющих художественное значение, за исключением народных вышивок, среди которых действительно встречаются прекрасные образцы.


Источник

__________________________________________________________________________________________

Комментарии без информации запрещены!

ПРАВИЛА РАЗДЕЛА http://nostromoclub.3dn.ru/forum/66-1569-1


__________________________________________________________________________________________


Срочно!!! Куплю бульдозер для разгребания хочушек!!!

Мой блог http://www.natali139.blogspot.com/

Наташа,ко мне на ты
 
Форум » Академия вышивки ♡ » Энциклопедия вышивки » История евразийской вышивки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: