[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: intelmouse  
Форум » Академия вышивки ♡ » Энциклопедия вышивки » Хардангер (техника вышивки)
Хардангер
Natali139Дата: Понедельник, 05.09.2011, 08:47 | Сообщение # 1
Группа: Друзья
Сообщений: 351
Статус: Offline
Хардангер




Техника вышивки «хардангер» (названа по имени фьорда на севере Норвегии) – современный вариант старинной скандинавской техники строчевой вышивки. История возникновения данного рода вышивки до сих пор неясна. Но вероятно, что вышивка Хардангер создавалась как имитация кружева, которое было популярно в 1600-ых и 1700-ых в Европе. Рустикальная и одновременно изящная, несложная для выполнения и подкупающая именно своей простотой и элегантностью вышивка «хардангер» многих увлекла и заставила взяться за иглу.

Вышивание в этой технике не отличается особой сложностью, но, выбрав модель, советуем начать с небольшого ее фрагмента, вышитого на салфетке. Навыки формируются легко и довольно быстро, через непродолжительное время вы сможете приступить к выполнению достаточно сложных работ.

Некоторые традиционные для хардангера элементы - квадрат, прямоугольник, крест - специалисты относят к ассирийским и египетским традициям, а знаменитую восьмиконечную звезду - и вовсе к индийской вышивке.

Традиционно вышивка хардангер была элементом одежды и фигурировала в норвежском национальном и свадебном костюме bunad как вышивка на фартуке. Чуть позже, в XIX столетии, техника начинает использоваться и в украшении домашнего текстиля.

Стиль хардангер относится к счетным типам вышивки и в чем-то близок более привычным для нас мережкам. Но если мережка – это скорее «краевой», окантовочный прием вышивки, то хардангером можно заполнить все пространство ткани и получить восхитительно красивые узоры. Довольно часто хардангер называют счетной гладью, и это название как нельзя лучше отражает суть техники, ведь в основе ее лежат гладьевые стежки, но строго упорядоченные по длине и количеству. Хардангером вышивают на тканях равномерного переплетения (таких, в которых на 1 см приходится одинаковое количество долевых и поперечных нитей). Это непременное условие, ведь основным элементом узоров в технике хардангер является квадратный блок 4х4 нити.

Набор инструментов для вышивки хардангер:

- сильноструктурированная ткань с равномерным плетением - в противном случае будет нарушена симметрия узора

- довольно толстые нитки, например, Ирис или Кабле
Этими нитками вышиваются все гладьевые группы, структурные элементы, формируется кромка. Хорошо, если они будут не слишком скрученными и по толщине адекватными плотности полотна - это позволит нитке полностью закрыть собой гладьевой элемент.

- довольно тонкие нитки, например, мулине
С помощью такой нитки выполняют все бриды и ажурные разделки.

- неострая игла

- небольшие ножницы с очень острыми кончиками
С их помощью прорезаются ажурные элементы, оформляется кромка.

- пяльцы

- небольшой пинцет
Необязательно, но с ним удобнее.

- текстильный клей
Вещь также необязательная, но полезная, если нужно скорректировать небольшие огрехи в работе или укрепить кромку.

Схема вышивки крайне наглядна и имитирует собой вышивку на полотне - это позволяет уже на этапе просмотра прикинуть результат. Способ выполнения крупных ажурных разделок, как правило, дополнительно комментируется.

Любая работа в технике Хардангер состоит из трех частей:

- гладьевые стежки

- бриды и ажурные разделки

- край

Вышивка выполняется строго в указанной последовательности. Сначала вышиваются все гладьевые элементы: помимо декоративной функции, задача этих элементов - фиксировать нити полотна.

После этого мастер приступает к удалению нитей полотна внутри обшитого контура. Основное правило: нити срезаются только на ограниченных гладьевыми стежками участках вплотную к последним, после чего вытягиваются пинцетом.

Оставшиеся нити образуют сетку, по которой мастер начинает работать более тонкой нитью, создавая бриды - столбики, образующие пустые клетки. Обвитие и штопка - основные приемы на этом этапе.

Пустые клетки заполняют самыми разнообразными ажурными разделками, порой нетривиальными. А какие у них названия, только вслушайтесь! Паучок, мальтийский крест, виньетка, розетка, рамка, паучок с фестонной рамкой, обхваты, петля, гирлянда, эдельвейс, морская звезда...

В заключении мастер приступает к оформлению края работы. Это можно сделать посредством обычной подгибки конвертом или же более трудоемким прокладыванием лангетного или петельного шва вдоль всей кромки и последующим срезанием лишней ткани. Фигурный край при необходимости может быть укреплен текстильным клеем.
Готовую вышивку подкрахмаливают для придания формы и дополнительной фиксации узора, а для придания большей выразительности структурным элементам - отпаривают с изнаночной стороны, подложив под вышивку что-то мягкое, например, махровое полотенце.

Вышивку в технике Хардангер часто сопровождают фрагменты вышивки крестом, не редкость использование в качестве кромки коклюшечного кружева или кружева, выполненного крючком.

О гладьевых стежках

В основе «хардангера» лежит двухсторонняя счетная гладь.
Для выполнения этого шва, если не указано иное, используют прочные крученые нитки для вышивания № 3 типа ириса.
Для одной гладьевой группы всегда прокладывается нечетное количество стежков.



Рис. 1. Одну из самых простых и наиболее распространенных форм, которая используется практически во всех мотивах предлагаемых вышивок.
Проложить 5 плотно прилегающих вертикальных гладьевых стежков через 4 нити полотна: из точки 1 в точку 2, из точки 3 в точку 4 и т.д.
При выполнении последнего стежка игла вкалывается в точке предыдущего выкола 9, которая одновременно является точкой первого выкола иглы для следующей гладьевой группы.



Рис. 2. Вторая группа гладьевых стежков выполняется в горизонтальном направлении. Повторяя приемы, форму дополнить до замкнутого контура.



Рис. 3. Обшитый по контуру гладьевыми стежками квадрат в готовом виде.



Рис. 4. Чаще всего такие квадраты, состоящие из вертикальных и горизонтальных групп гладьевых стежков, которые прокладываются под прямым углом друг к другу, вышиваются последовательно, при этом одна из сторон предыдущей и последующей форм является общей.



Рис. 5. Гладьевые стежки можно прокладывать не только по замкнутому контуру в форме квадрата, но и «лесенкой». Принцип работы тот же, но, чередуя вертикальные и горизонтальные группы стежков, вышивают в одном направлении, например, по «лесенке» вправо.



Рис. 6. Группы гладьевых стежков одного направления, выполненные со смещением «лесенкой» и дополненные по тому же принципу группами гладьевых стежков другого направления, образуют квадраты, расположенные по диагонали. Часто у начала «лесенки» выполняют отдельный наклонный стежок (см. нижний левый угол) и таким же стежком, проложенным симметрично, вышивку заканчивают.



Рис. 7. Часто вышивку дополняют мелкими мотивами «звездочка»: группы стежков прокладываются из одной точки в разных направлениях через две нити полотна. Каждая группа состоит из среднего прямого стежка и двух наклонных, прокладываемых по обе стороны от него. Если добавить с каждой стороны между средними и наклонными стежками еще по стежку, «звездочка» получится более заполненной.



Рис. 8. Гладьевые стежки разной длины, расположенные по отношению к среднем, самому длинному, стежку симметрично, образуют треугольник.



Рис. 9. Из четырех треугольников, обращенных вершинами наружу, можно составить квадрат с незаполненной серединой.



Рис. 10. Из четырех треугольников, обращенных вершинами внутрь, получаем полностью заполненный гладьевыми стежками квадрат.



Рис. 11. Мотив «ромб», выполненный гладьевыми стежками разной длины.



Рис. 12. Из мотивов «ромб» можно составить более сложную фигуру.

Перед началом следующего этапа работы вышивка счетной двухсторонней гладью, предусмотренная моделью, должна быть выполнена полностью.

Удаление нитей полотна для получения нитяной сетки



Рис. 13. После того как согласно схеме соответствующие участки будут обшиты группами гладьевых стежков, можно приступать к удалению нитей полотна внутри обшитого контура. Основное правило: нити срезаются только на ограниченных гладьевыми стежками участках, на необшитых участках нити полотна оставляют. Нити вдоль обшитых краев аккуратно подрезать вплотную к ним (см. Светлые участки на схеме к модели) и осторожно вытянуть пинцетом. Оставшиеся нити образуют сетку.

Выполнение столбиков

Нити, образующие сетку, обвиваются, или «перештопываются» более тонким нитками: крученными нитками для вышивания №5 типа ириса выполняются столбики путем простого обвива нитей сетки рабочей нитью; такими же нитками №8 – двойные обвитые столбики или столбики, обшитые швом «штопка».



Рис. 14. Самый простой способ: нити сетки обвить рабочей нитью, выполняя для каждого столбика одинаковое количество плотно прилегающих друг к другу витков = обвитые столбики.



Рис. 15. Двойные обвитые столбики: нити сетки разделить на две одинаковые группы и каждую группу в отдельности плотно обвить рабочей нитью, сделав одинаковое количество витков для обеих групп каждого столбика.



Рис. 16. Столбики, обшитые швом «штопка» (двухсторонние «перештопанные» столбики): иглу вколоть между нитями сетки посредине и движением игры поочередно сверху вниз и снизу вверх, каждый раз вкалывая иглу между нитями сетки посредине, «перештопать» нити.



Рис. 17. Двухсторонние «перештопанные» столбики с пико: между стежками шва «штопка» которым обшиваются нити сетки, с обеих сторон столбика посредине выполнить по стежку петельного шва – нить проложить под кончиком иглы петлей и поверх нее вывести иглу.



Рис. 18. Петлю несильно затянуть и продолжить обшивку нитей сетки до предусмотренного места выполнения следующего пико. Очень декоративно выглядят пико, расположенные посредине столбиков сетки.



Рис. 19. Обвив нити сети, как показано на этом рисунке, можно получить «квадрат», образованный двойными обвитыми столбиками, «вписанный» в вышитый гладьевыми стежками «ромб» - часто встречающийся прием для выполнения предлагаемых моделей. Вышивка может быть дополнена ажурными разделками «паучок», которые выполняются одновременно с обвивкой нитей сетки.

Наиболее распространенные виды ажурных разделок

Сквозные квадраты сетки часто заполняют ажурными разделками, что придает вышивке большую декоративность.



Рис. 20. Ажурная разделка «петля»: выполняется на сквозных квадратах, обшитых группами гладьевых стежков, соответственно ограниченных столбиками. Нить прокладывается от основания разделки в направлении стрелки, пропускается под гладьевым стежком в точке А, протягивается в обратном направлении и закрепляется в точке В.



Рис. 21. Ажурная разделка «виньетка»: выполняется на сквозном квадрате, ограниченном группами гладьевых стежков. Нить от середины одной стороны квадрата свободно прокладывается ко второй, смежной, его стороне, движением иглы в обратном направлении пропускается под среднем стежком гладьевой группы и протягивается также без натяжения дальше к стороне квадрата, противоположной основанию разделки. Прием повторять до возвращения нити в исходную точку. Чтобы освоить этот прием, прежде чем приступать к работе, советуем выполнить пробную вышивку.



Рис. 22. При выполнении стежков прикрепления движением иглы в обратном направлении нити перекрещиваются.



Рис. 23. Ажурная разделка «рамка»: стежки прикрепления этого вида ажурный разделок выполняются не за гладьевые стежки, а в полотно. Иглу выколоть на лицевую сторону полотна на уровне уголка сквозного квадрата, нить протянуть до следующего уголка так, чтобы она провисала, иглу вколоть в полотно и вывести в сторону сквозного квадрата. Затем первый стежок дважды обвить рабочей нитью и протянуть ее так же свободно до следующего уголка. Прием повторять до возвращения нити в исходную точку.



Рис. 24. Ажурная разделка «крест»: нить протянуть от верхнего левого уголка сквозного квадрата, образованного обвитыми столбиками, до нижнего правого уголка.



Рис. 25. Возвращая рабочую нить в обратном направлении к основанию разделки, проложенную нить плотно обвить.



Рис. 26. Иглу с нитью пропустить сквозь столбик, соответственно под стежками гладьевой группы, движением вниз и выколоть в нижнем левом уголке сквозного квадрата. Нить проложить до противоположного, верхнего правого, уголка и в противоположном направлении обвить рабочей нитью. При этом, дойдя до места перекрещивания, нити один или несколько раз «перештопать».

Обшивка мотивов швом «петля»

Дополняющая мотив обшивка рядами наклонных стежков шва «петля», выполненная по модели или произвольно, делает вышивку более рельефной и выразительной.



1. Первый двойной контур обшивки начать от стрелки, при этом за один прием выполняются два ряда наклонных стежков. Соединительные стежки на изнаночной стороне обозначены на рисунке прерывистой линией.



2. Дойдя до уголка мотива, по внешней линии контура выполнить стежок в обратном направлении, для этого иглу вколоть в предыдущий прокол и, проведя ее по изначальной стороне, выколоть по внутренней линии контура движением иглы вертикально вниз.



3. Обшивку мотива по второй скошенной стороне выполнить так же. Направление соединительных стежков на начальной стороне обозначено прерывистой линией.



4. Второй двойной контур обшивки выполняется аналогично вплотную к первому: внутренняя линия второго контура плотно прилегает к внешней линии первого контура.


Источник

______________________________________________________________________________________

Комментарии без информации запрещены!

ПРАВИЛА РАЗДЕЛА http://nostromoclub.3dn.ru/forum/66-1569-1


_____________________________________________________________________________________


Срочно!!! Куплю бульдозер для разгребания хочушек!!!

Мой блог http://www.natali139.blogspot.com/

Наташа,ко мне на ты
 
Форум » Академия вышивки ♡ » Энциклопедия вышивки » Хардангер (техника вышивки)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: